СТАТЬИ

Слабость сильных. Признаки близящегося провала

Признаки близящегося провала

У любой партии бывают периоды подъема и спада. Лишь по ряду внутренних признаков можно сказать, что намечается период спада. Для партии власти они довольно характерны. Если присутствует хотя бы несколько из перечисленных ниже, смело прогнозируйте снижение рейтинга списка на 5 – 10%. А заодно появление – большого количества проблемных округов. Вот эти признаки.

АП РФ не руководит напрямую текущими выборами
Хотим мы того или нет, но Администрация Президента доказала, что умеет управлять выборами и вытягивать любую катастрофическую ситуацию, когда захочет. Так было, например, на выборах в Государственную Думу 2007 г. в Ставропольском крае, где было разгромлено местное отделение справедливороссов, руководимое градоначальником столицы края, в марте того же года сотворившее политическую сенсацию: обошедшее «Единую Россию» на региональных выборах. Но это были две совершенно разные ситуации: одной АП РФ рулила напрямую, а другой – нет.

Выборы в Госдуму 2007 года, по признанию работников региональных администраций, стали самой напряженной кампанией за всю историю их проведения. Сравниться с ней могли, пожалуй, только губернаторские выборы в их конкурентном варианте. Но они уже далеко в прошлом. Запредельные проценты, показанные в 2007 г. нужны были, прежде всего, АП РФ, так как для нее это были выборы Путина. На повестке дня стоял вопрос о судьбе лидера страны и способности его администрации технически обеспечить его политическое будущее. Вот и старались помощники изо всех сил, ведь каждый процент набранный партией власти стоит двух, набранных Президентом. А как тяжело даются проценты на партийных выборах, всем хорошо известно.

Регионам такие запредельные проценты были не нужны. Они спокойно контролировали ситуацию и при 40 – 50%, так как за 90-е гг. научились работать и с менее лояльными парламентами. Тем более что добрая половина оппозиционеров у нас – люди, с которыми несложно договориться. И когда закончились парламентско-президентские выборы, ответственные за них в регионах с облегчением вздохнули. Можно и расслабиться немного…

Конечно, в периоды между федеральными выборами АП РФ держит руку на пульсе и отслеживает все текущие кампании. Но они ее интересуют в целом, как «средняя температура по больнице». Существуют определенные нормативы, ниже которых опускаться не стоит, все остальное – на усмотрение регионов. Бывают, конечно, исключения (например, выборы в городе Сочи), но они лишь подтверждают правило.

АП РФ не заинтересована в получении данными регионами высоких результатах

Здесь мы вступаем в область еще более тонких материй. Сказать «не заинтересована» в буквальном смысле - значит погрешить против истины. Но в политике, как и на бирже, игра идет и на повышение, и на понижение. Любая неудача тотчас же используется против того, кто ее потерпел. Поэтому изначально рассматривается несколько сценариев, как минимум два: позитивный и негативный. Средние или даже плохие результаты регионов на выборах будут использованы федералами для того, чтобы еще крепче закрутить гайки регионалам. И зачастую именно провалы на выборах становятся поводом для принятия кадровых решений, вплоть до снятия губернаторов. А вот на выборах Госдумы и Президента никаких вторых сценариев не существует.

Если бы в регионах все всегда было хорошо, управлять ими было бы куда сложнее. Исключение составляют национальные субъекты федерации. Поэтому они иногда и превращаются в настоящую головную боль для федералов. Любая ошибка может быть использована против регионов, тем более – ошибка на выборах. А если может – значит, и будет использована.

Существует бесчисленное множество примеров, когда неудачи региональных отделений ЕР приводили к кадровым перестановкам. И для большинства команд губернаторов проведение выборов – своеобразный тест на профпригодность, который приходится сдавать вновь и вновь. АП РФ всегда остается в выигрыше: выиграли – хорошо, «наша школа»; проиграли – бывает, в стаде «не без паршивой овцы».

Не трожьте святое – рейтинги Путина и Медведева

Большой рейтинг партии власти, полученный благодаря участию Путина, поставил региональные отделения партии в затруднительное положение. Планка, заданная в 2007 году, очень и очень высока на фоне кризиса. И поддерживать заданный уровень рейтинга весьма непросто. Но, кроме того, этот высокий рейтинг с точки зрения бюрократической логики стал «гордиевым узлом» для регионов.
Смотрите, что получается.

Вопрос: Единая Россия выиграла благодаря участию Путина и доверию ему со стороны населения?
Ответ: Да, безусловно.
Вопрос: Можно ли сказать, что без участия Путина результаты партии были бы ниже?
Ответ: Да, пожалуй.
Вопрос: Получается, что на региональных выборах, в которых Путин не участвует, результат будет ниже, чем на выборах в Госдуму?
Ответ: ???

Можно сказать, что ситуация изменилась, что на федеральных выборах Путин возглавил список партии, а теперь нет, что явка на выборах в регионах ниже. Можно найти еще тысячу отговорок. Но для чиновников в любом случае главным будет не покуситься – пусть даже случайно – на святыню, Путина и его рейтинг.

Исходя из бюрократической логики, ни один член партии не должен также набирать на выборах процент больший, чем у партии или у Президента. Когда это происходит, коллеги начинают вставлять шпильки: дескать, как так получилось, что твой рейтинг оказался выше, чем у Медведева. Рядовым партийцам, в принципе, это по барабану, а вот, например, спикерам заксобраний такие вопросы иногда задают на полном серьезе, что делает аргумент «самый высокий рейтинг на выборах» довольно сомнительным в споре за кресло председателя.

Есть региональные отделения, которым наплевать на эти соображения. Ну а для других он может стать нормальным аргументом, чтобы оправдать не слишком высокий результат.

В регионе наблюдается снижение явки избирателей

Это совершенно неудивительно. После той варварской мобилизации в регионах, которая наблюдалась на думских выборах 2007 года, избиратели еще не скоро придут в себя. Не ходить на выборы – самое малое, что они могут противопоставить партии власти, которой нужно хорошенько уяснить себе: действуя такими методами, она рискует растерять весь свой электорат. Вряд ли «мобилизованный электорат» в восторге от «Единой России».

Поэтому снижение явки всегда связано и со снижением доверия к власти. Даже если эти конкретные люди не придут к урнам, свое отношение к власти они передадут тем, кто пойдет на участки. Любое снижение явки на выборах любого уровня – серьезный сигнал для власти. Особенно, если явка и без того низкая.

Самовыдвиженцы от партии власти получают поддержку по итогам выборов

Эта ситуация становится все более распространенной на выборах в муниципалитеты. Партия поддерживает одного кандидата, не всегда популярного, часто – действующего депутата или мэра. В пику ему выдвигается другой единоросс. Партия ничего не может с ним поделать, его регистрируют. Всю кампанию его изо всех сил «прессуют», а ему все нипочем. Он набирает обороты, а потом выигрывает. И буквально на следующий день партия записывает его победу в свой актив.

Такие примеры деморализуют как партактив, так и простых избирателей, сторонников «Единой России». Мало того, что случаи появления партийных самовыдвиженцев множатся, они негативно влияют и на авторитет самой партии. Как можно уважать партию, в которой нарушения партийной дисциплины фактически поощряются?! А от потери уважения до снижения рейтинга – рукой подать.