СТАТЬИ

Захват округа

Лучшая победа – до начала кампании

Иногда выборы выигрываются до начала избирательной кампании. Это самый лучший способ победы. Только не путайте победу до начала с отсутствием самой кампании. Бывает, кандидаты выигрывают, не ударив палец о палец. Иногда даже кажется, что таких случаев много. Но это иллюзия. Либо кандидату просто везет, как это случается с недалекими людьми, либо вы просто не видели его кампанию. И не могли ее увидеть, потому что она велась не для вас, а только для потенциальных конкурентов.

Сценарий захвата округа примерно следующий.

В округе регистрируется всего один реальный кандидат, которому остальные не в состоянии противопоставить что-либо. Бывают и «согласованные кандидаты», и «зачищенные округа». Пускай они остаются на совести власти. Знайте: она не способна дать 100% гарантии, ибо рано или поздно найдется «отморозок», нарушающий договоренности, и все ювелирные разрулы летят псу под хвост. Округ прекрасно зачищается и без помощи власти. Вернее не зачищается, а захватывается.

Работа по захвату округа ведется преимущественно на этапе подбора округов. Чтобы вести ее кандидату нужно обладать одним главным ресурсом – временем. То есть начать работать раньше, чем кому-либо в голову придет мысль просканировать округ.

Одним кандидатам выбирать не приходится: они обречены на свои округа. «Свободные радикалы» обладают значительным преимуществом по сравнению с ними: они выбирают место, а, значит, противника. И выходит, что одни округи превращаются в братские могилы, а в другие никто так и не решается залезть. Или решается, но не чета кандидату, давно прописавшемуся там. Как же так получается?

При выборе округа претенденты прежде всего смотрят на рейтинги «прописанных» кандидатов и их текущую активность. Отслеживают также общественные, административные структуры, СМИ, одним словом всех, чье участие помимо кандидата определяет результат кампании. Попали ли они в орбиту «прописанного» кандидата? Работает он с ними или нет? Стоит ли пробовать их переманить или уже поздно? Всякий здравый выбормэн, увидев приличный рейтинг, лояльность населения, занятые позиции и активную работу, отправится восвояси на поиски другого округ. Помните, его преимущество в том, что он занимается поиском, а не набрасывается на первый же попавшийся округ. Что и требовалось доказать.

Захват округа вкратце суть расстановка опознавательных флажков по всем ключевым позициям. Конкурент пришел в Совет Ветеранов, ему говорят «до свидания». Он – в школы, там тоже не горят желанием общаться с ним. Попробовал подобрать толковые сети, они уже в строю. Администрация вовсю работает на действующего депутата. С узнаваемостью и рейтингами у него тоже в порядке. Здесь занято, здесь, и здесь тоже занято. Везде занято. Все занято. Валите в другой округ, ребята!

Однако не перепутайте захват округа и ранний старт агитационной кампании. Чем же они тогда отличаются? Захватывая округ, кандидат выстраивает костяк коммуникаций. Эта работа внутренняя, часто невидимая избирателям и не приносящая больших процентов. Но от того, в чью пользу склонятся школы, больницы, заводы, газеты, советы ветеранов, чернобыльцев и бог весть знает еще кого, очень многое зависит. За полгода до выборов все они стоят на порядок дешевле, чем за месяц до дня голосования. Перекупать, переманивать их перед выборами - гораздо сложнее, несмотря на общее желание поживиться за счет выборов.

Второе главное отличие от раннего старта – работа на повышение содержательной узнаваемости. Время, пока еще ничего не началось, самое удобное для того, чтобы в тесном общении с кандидатом напомнить избирателям о его судьбе, проинформировать о «гигантской работе», проделанной за истекший период. Пока эта информация не будет конвертироваться в рейтинг, но она закладывает основу электорального ядра - самых стойких сторонников кандидата, каждый из которых своим уверенным личным мнением сагитирует еще по 50 человек.

Надо ли говорить, что удачный захват округа сокращает финансовые траты кандидата на кампанию, помещая его в «теплую ванну».